История одной фотографии.

9:27 дп, 24 февраля 2020

История одной фотографии. Как в ноябре 41-го работники Хоботовского крахмалопаточного завода спасли груз для защитников Москвы

На фотографии, сделанной в начале 40-х годов прошлого века, работники Хоботовского крахмалопаточного завода. Среди них люди, которые отличились 26 ноября 1941 года. Историю этих событий не изучают в школе, но жители посёлка Заводской и села Иловай-Бригадирское её бережно хранят.

Историю посёлка Заводской и Хоботовского крахмалопаточного завода много лет изучал местный краевед Борис Мазин. Исследователя уже нет в живых, но остались его работы, опубликованные на сайте местной школы и в районной газете «Вестник».

– События 26 ноября 1941 года – эхо войны на первомайской земле. Крахмалопаточный завод имел большое значение как для тыла, так и для фронта. Отход производства – мезга – помогала выживать местным жителям. А от станции Хоботово через лес к заводу вела железнодорожная ветка, на которой прятали от врага важные грузы. К этому времени на железнодорожной ветке «Хоботово-крахмалопаточный завод» скопилось 30 вагонов со снарядами и 3 цистерны с бензином. Они предназначалось защитникам Москвы. Под прикрытием леса каждый локомотив упирался в последний вагон предыдущего эшелона, – писал Борис Мазин. 

В 12 часов 26 ноября 1941 года вражеские самолёты совершили налёт на Хоботовский район (в настоящее время – это территория Первомайского района) и сбросили фугасные бомбы. Две из них упали в районе железнодорожной станции Бригадирской, но не разорвались, а зарылись в землю. Следующие шесть фугасок сбросили на эшелон со снарядами и цистернами с бензином в двух километрах от станции Хоботово. Четыре разорвались около полотна железной дороги, но не причинили вреда. Пятая попала в 20-тонный вагон со снарядами. От прямого попадания загорелись вагоны, стали рваться снаряды. 

Чтобы спасти груз, со станции Бригадирской перегнали паровоз. Однако путь ему был перекрыт рвущимися снарядами. Для сцепки вагоны надо было отодвигать в сторону завода. Решили откатывать их вручную. Каждый вагон нужно было столкнуть с мёртвой точки и катить несколько сот метров до высшей точки пути, после которой он уже сам катился под уклон. Первый вагон так быстро разогнали, что он сошёл с рельсов – башмак не удержал. Остальные откатывали уже с учётом первой ошибки. Под непрерывной канонадой разрывавшихся снарядов, свист осколков и бушевавшее пламя удалось спасти 25 вагонов со снарядами. В результате вражеского налёта взорвались всего четыре вагона со снарядами и был повреждён путь на железнодорожной ветке. Человеческих жертв не было. 

На этой фотографии – люди, которых уже давно нет в живых, но жители посёлка Заводской и села Иловай-Бригадирское гордятся своими предками и передают рассказ об их подвиге молодому поколению.

Работами по спасению вагонов руководили первый «красный» директор завода Семён Фёдорович Каплин (изображён в центре снимка, во втором ряду, с дочкой на коленях) и начальник железнодорожного транспорта завода Василий Иванович Бородин (в третьем ряду, позади директора). 

Анастасия Моисеева. Фото из районного музея.